В Новгородском государственном университете 15 апреля 2021г. издана коллективная монография «Гражданское образование молодежи в условиях информационного многообразия: концепции, модели, тенденции развития» (ISBN 978-5-89896-740-6). В монографии, подготовленной коллективом ученых России и Республики Беларусь, на основе различных научных подходов раскрываются особенности гражданского образования современной молодежи в контексте информационной безопасности личности, общества и государства.
Авторами монографии рассматриваются исторические этапы развития знания о становлении гражданского образования и воспитания в российской педагогической науке. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта представлены различные концепции и модели гражданского образования. Предложена оригинальная типология моделей гражданского образования учащейся молодежи с учетом фактора информационного многообразия. Подробно представлены результаты эмпирического исследования, позволившего определить сформированность гражданской позиции студентов и школьников в условиях информационного многообразия, а также выявить информационные источники, оказывающие наибольшее влияние на учащуюся молодежь в России и Республике Беларусь.
Монография включает 10 глав:
- Развитие гражданского образования молодежи в России
во второй половине XX – первые десятилетия XXI века. - Сравнительное исследование концепций и моделей
гражданского образования в России и Германии. - Гражданское образование в Израиле.
- Концепции и модели гражданского образования в США.
- Гражданское и патриотическое воспитание детей и учащейся молодежи в национальной системе образования Республики Беларусь.
- Тезаурус понятия «гражданская культура личности».
- Модели гражданского образования учащейся молодежи в условиях информационного многообразия.
- Имплицитная модель настоящего гражданина белорусских студентов.
- Гражданский интернет-активизм как новая форма
участия молодежи в общественно-политической жизни страны
(на примере социальных сетей ВКонтакте и Instagram). - Гражданское образование детей и учащейся молодежи
и влияние информационной среды на личную безопасность.
Авторский коллектив монографии представлен учеными Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, Витебского государственного университета имени П.М. Машерова и Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина: М.Н. Певзнер (руководитель проекта: предисловие, глава 1, 7), Е.В. Иванов (глава 1), П.А. Петряков (глава 1, 7), И.А. Ушанова (глава 2, 9), Н.А. Шайдорова (глава 3, 4, 9), Т.Д. Вакушенко (глава 5), В.И. Турковский (глава 5), Е.В. Турковская (глава 5), Н.А. Ракова (глава 6), Р.В. Загорулько (глава 6), К.В. Вожгурова (глава 6), М.В. Александрова (глава 7), Е.И. Медведская (глава 8), С.Н. Северин (глава 8), А.С. Шустров (глава 9), Н.В. Глухов (глава 9), Н.И. Бумаженко (глава 10).
В качестве рецензентов монографии выступили: с российской стороны – декан факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор В.М. Гребенникова и со стороны Республики Беларусь – ректор Брестского государственного университета имени А.C. Пушкина, доктор педагогических наук, профессор А.Н. Сендер.
Монография будет полезна аспирантам, педагогам, руководителям образовательных организаций, а также студентам, изучающим психолого-педагогические и общественно-политические науки.