25 февраля 2022г. в онлайн-формате состоялся международный научно-методический онлайн-семинар «Пути реализации концепции и стратегий гражданского образования учащейся молодежи в контексте информационной безопасности». В семинаре приняли участие проектные команды Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого (НовГУ), Витебского государственного университета имени П.М. Машерова (ВГУ), а также педагоги вузов и школ Витебска и Великого Новгорода.
В начале семинара состоялся обмен информацией о работе проектных групп в НовГУ и ВГУ в рамках второго года реализации совестного проекта.
Руководитель проекта в НовГУ, директор Департамента международного сотрудничества Михаил Певзнер в своем выступлении отметил, что во второй год проекта было подготовлено и проведено эмпирическое исследование общественно-политических и социально-педагогических факторов восприимчивости учащейся российской молодежи к воздействию интернет-среды в условиях расширяющегося информационного многообразия. По материалам исследования были подготовлены и опубликованы совместно с белорусскими учеными научные статьи в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science и РИНЦ. Значимыми теоретическими результатами второго года реализации проекта стали разработка Концепции гражданского образования детей и учащейся молодежи и проектирование стратегий гражданского образования детей и учащейся молодежи в контексте информационной безопасности России и Республики Беларусь. Важным результатом для практики организации гражданского образования молодежи стала подготовка проектной командой НовГУ методических рекомендаций для российских школ и вузов по формированию медиакомпетентности обучающихся, направленной на их ориентацию в современном информационном пространстве, характеризующимся избыточностью информации и множественностью источников. В заключении М.Певзнер отметил, что итоги второго года реализации проекта будут подведены на научно-методической конференции «Молодежь в современном медиапространстве: возможности и риски информационного общества».
Руководитель проекта в Витебском государственном университете Веслав Турковский обозначил достижения белорусской команды в реализации целей и задач второго проектного года. Докладчик отметил, что за прошедший период было проведено исследование общественно-политических и социально-педагогических факторов восприимчивости белорусской молодежи к воздействию интернет-среды в условиях расширяющегося информационного многообразия. Преподаватели ВГУ активно участвовали в разработке концепции гражданского образования детей и учащейся молодежи, направленной на формирование её гражданской позиции в условиях информационного многообразия и политического плюрализма в Республике Беларусь. Участниками проекта были разработаны рефлексивно-диагностическая и корпоративно-деятельностная стратегии гражданского образования детей и учащейся молодежи в контексте информационной безопасности Республики Беларусь. По мнению Веслава Турковского важным результатом работы проектной команды ВГУ стали методические рекомендации для белорусских учреждений образования по формированию медиакомпетентности обучающихся, направленной на их ориентацию в современном информационном пространстве, характеризующимся избыточностью информации и множественностью источников. Все результаты проектной группы ВГУ в рамках второго года реализации совестного проекта нашли отражение в совместных с российскими учеными публикациях в научных изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science и РИНЦ.
Затем в рамках программы семинара состоялось обсуждение структуры и содержания Концепции гражданского образования детей и учащейся молодежи. Концепция была разработана проектной командой НовГУ. Михаил Певзнер и Петр Петряков рассказали о целях и структуре данной Концепции. Концепция представляет собой теоретический конструкт, раскрывающий целевые установки, основной замысел и ведущие идеи исследования, закладывающие базис для построения целостной системы гражданского образования учащейся молодежи в современном социокультурном контексте, с учетом развития информационного общества и общественно-политических процессов в России. Целью Концепции является научно-теоретическое обоснование моделей гражданского образования учащейся молодежи, способствующих укреплению информационной безопасности государства, общества и личности. Методологические основы исследования, входящие в структуру Концепции раскрыла Наталья Шайдорова. Она подробно остановилась на характеристиках культурологического, интерактивно-коммуникативного, социально-психологического и аксиологического подходов, а также отметила, что методологическим ядром Концепции является диалогический подход. Затем Ирина Ушанова и Андрей Шустров представили информационно-рефлексивный, деятельностный, партисипативно-лидерский и профилактический блоки Концепции.
Далее на семинаре состоялось обсуждение стратегий гражданского образования детей и учащейся молодежи в контексте информационной безопасности России и Республики Беларусь. С российской стороны Михаил Певзнер, Петр Петряков и Иван Смертин рассказали об информационно-ориентационной и коммуникативно-преобразующей стратегиях. В свою очередь, Веслав Турковский совместно с преподавателями Витебского университета представили видение белорусских ученых относительно содержания рефлексивно-диагностической и корпоративно-деятельностной стратегий.
В заключительной части семинара модератор Петр Петряков рассказал о подготовке к проведению международной онлайн-конференции «Молодежь в современном медиапространстве: возможности и риски информационного общества» и представил её предварительную программу. Конференция запланирована на 23 марта 2022г.