В Витебском государственном университете имени П.М. Машерова 23 марта 2022 г. изданы материалы международной научно-практической конференции «Гражданское образование молодежи в современном медиапространстве: возможности и риски информационного общества» (ISBN 978-985-517-896-6).

В издании, подготовленном учеными Российской Федерации и Республики Беларусь, рассматриваются теоретические основы и практические аспекты гражданского образования в контексте информационной безопасности социальных групп, общества и государства. Специфика гражданского образования раскрывается на базе общепедагогических оснований во взаимодействии с характерными аспектами гражданского образования, его целями, задачами, содержанием, методами диагностики и формирования ценностных ориентаций и гражданско-патриотических качеств личности. Предложены деятельностные подходы гражданского образования с учетом все усиливающегося влияния факторов информационного многообразия, что требует непрерывных поисков эффективных механизмов развития информационной культуры личности.

В сборник вошли статьи:

  • Певзнер М.Н., Петряков П.А., Цывунина А.Д. Развитие коммуникативной культуры подростков в процессе их гражданского образования
  • Певзнер М.Н., Петряков П.А., Беженарь Ю.П. Диалоговый подход к противодействию молодежному экстремизму в условиях информационного многообразия
  • Ракова Н.А. Формирование профессионально-педагогической культуры студента в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения
  • Михайлова Е.Л. Этнопедагогические основы формирования активной гражданской позиции будущих специалистов социальной сферы
  • Березко Д.В. Гражданско-патриотические компетенции в формировании инновационной направленности личности студента
  • Долгая М.В. Этнопедагогизация образовательной деятельности как фактор формирования национального самосознания студентов
  • Загорулько Р.В., Беженарь Ю.П. Интернет-ресурсы как средство информального образования
  • Вакушенко Т.Д., Турковский В.И., Турковская Е.В. Стратегии гражданского образования детей и учащейся молодежи
  • Каминская Т.Л. Студенческие проекты социальной рекламы в цифровых форматах: опыт медийных специальностей
  • Медведская Е.И. Психологические проблемы формирования медиакомпетентности учащейся молодежи
  • Минина Н.В., Кравцов А.П. Патриотическое воспитание личности будущих специалистов в области физической культуры и спорта при изучении дисциплины «История физической культуры и спорта»
  • Тетерина В.В. Гражданское образование молодежи в зарубежных странах: приоритеты и ценности
  • Федьков Г.С. Подготовка будущего преподавателя изобразительного искусства к гражданскому воспитанию младших школьников
  • Швед М.В., Бумаженко Н.И., Турковский В.И. Медиаграмотность как фактор социальной инклюзии лиц с интеллектуальной недостаточностью
  • Шайдорова Н.А., Турковская Е.В. Партисипативное взаимодействие участников процесса развития социальной активности подрастающего поколения
  • Шарапова И.А., Карташев С.А., Кущина Е.А., Корытько Е.В. Опыт работы народного музея истории педагогического факультета ВГУ имени П.М. Машерова в патриотическом воспитании молодежи
  • Шустров А.С., Смертин И.В. Медиапространство как площадка для реализации гражданской активности учащейся молодежи
  • Ушанова И.А. Цифровой экологический активизм учащейся молодежи (на материале студенческих сообществ ВКонтакте)

В качестве рецензентов сборника выступили: с российской стороны – директор Института непрерывного педагогического образования НовГУ имени Ярослава Мудрого, доктор педагогических наук, профессор А.Г. Ширин и со стороны Республики Беларусь – декан факультета гуманитаристики и языковых коммуникаций ВГУ имени П.М. Машерова, доктор педагогических наук, профессор С.В. Николаенко

Научное издание будет полезно студентам, аспирантам, магистрантам, руководителям и преподавателям средних и высших учреждений образования.