19 января 2021г. в онлайн-формате состоялся международный научно-методический онлайн-семинар «Гражданское образование учащейся молодежи в контексте мирового опыта: история и современность». В семинаре приняли участие проектные команды Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого (НовГУ), Витебского государственного университета имени П.М. Машерова (ВГУ) и Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина (БрГУ).
В начале семинара выступил проректор по международной деятельности НовГУ Михаил Певзнер. Докладчик рассказал об основных направлениях и формах взаимодействия команд НовГУ, ВГУ и БрГУ в реализации совместного проекта «Концепция и стратегии гражданского образования детей и учащейся молодежи в контексте информационной безопасности», а также представил на обсуждение проектным командам план совместных мероприятий на январь-март 2021г. На данный период запланированы следующие мероприятия:
- Видеоконференция с презентацией и обсуждение итогов компаративистских исследований (отв. И.А. Ушанова) и результатов исследования информационных предпочтений студентов и школьников (отв. П.А. Петряков)
- Подготовка совместной монографии «Гражданское образование молодежи в условиях информационного многообразия: концепции, модели, тенденции развития» (отв. П.А. Петряков)
- Онлайн круглый стол по материалам монографии «Гражданское образование молодежи в условиях информационного многообразия: концепции, модели, тенденции развития» (отв. П.А. Петряков)
- Публикация результатов совместных исследований в научных журналах Республики Беларусь, рекомендованных ВАК (отв. В.И. Турковский, С.Н. Северин)
Затем доцент кафедры педагогики ВГУ Веслав Турковский представил промежуточные результаты реализации совместного проекта в Республике Беларусь в 2020г. Более подробно докладчик остановился на итогах проведенного онлайн анкетирования студентов 2 вузов Республики Беларусь, в котором приняли участие 840 респондентов из ВГУ и БрГУ. В.Турковский отметил, что анализ результатов анкетирования позволил белорусским ученым определить актуальные цели и потребности студентов в получаемой информации, выявить источники, из которых студенты чаще всего получают информацию, а также определить степень влияния различных информационных источников на их личностную позицию в обществе.
В рамках программы семинара сотрудники УМС НовГУ, доценты кафедры иностранных языков, перевода и межкультурной коммуникации Наталья Шайдорова и Ирина Ушанова ознакомили участников мероприятия с итогами проведенных компаративистских исследований. Они изучали особенности политического образования в Германии и гражданского воспитания в США и Израиле. В своем выступлении на тему «Сравнительное исследование концепций и моделей гражданского образования в России и Германии» Ирина Ушанова раскрыла особенности выделенных на основе проведенного сравнительного исследования трех периодов развития гражданского воспитания в России и политического образования в Германии во второй половине XX – первых десятилетиях XXI века, а также охарактеризовала общие черты для современного российского и германского гражданского образования. Наталья Шайдорова в рамках доклада «Концепции и модели гражданского образования в США и Израиле» представила сведения об истории и развитии гражданского образования в США, охарактеризовала основные модели гражданского образования, распространенные в США в ХХ веке, выделила особенности гражданского общества США в первые десятилетия XXI века. Кроме этого, докладчиком были представлены результаты проведенного историко-педагогического и теоретического анализа различных моделей гражданского образования в гетерогенном обществе Израиля. В заключение обе выступающие также сравнили концепции и модели гражданского образования в этих странах.
С белорусской стороны в рамках семинара с результатами проведенных исследований выступили доцент кафедры социальной работы БрГУ Елена Медведская и заведующая кафедрой педагогики ВГУ Наталья Ракова. Так, Елена Медведская представила результаты проведенного эмпирического исследования, предметом которого стали имплицитные модели настоящего гражданина у молодых людей в Республике Беларусь. Наталья Ракова в своем выступлении раскрыла содержание понятия понятие гражданской культуры личности, ее функции и структурные компоненты, представила анализ взглядов исследователей на понятие гражданственности в трудах советских, постсоветских ученых и показала, как интерпретируется данное явление в трудах белорусских ученых.
В заключительной части семинара заведующий кафедрой технологического и художественного образования НовГУ Пётр Петряков отметил, что результаты компаративистских исследований, проведенных участниками проекта с российской и белорусской стороны, будут отражены в готовящейся к публикации коллективной монографии. Он также познакомил участников мероприятия со структурой сайта совместного проекта и рассказал о содержании его основных разделов.