Публикации
Певзнер М. Н., Иванов Е. В., Петряков П. А. Развитие идеи о гражданском образовании и воспитании молодежи в отечественной педагогике второй половины XX — начала XXI века. Психолого-педагогический поиск. 2020. № 4 (56). С. 22-34
Актуальность исследования объясняется потребностью современного общества в выпускниках вузов и школ, обладающих активной гражданской позицией, готовых к взаимодействию гражданского общества и правового государства. Воспитанию молодых людей, обладающих гражданскими качествами и социальной вовлеченностью, способствует система гражданского образования, основы которой закладывались в различные исторические периоды отечественной педагогической науки. Целью исследования является выделение и обоснование исторических этапов развития знания о становлении гражданского образования и воспитания в российской педагогической науке во второй половине XX – первые десятилетия XXI века.
При проведении исследования использовались следующие методы: проблемно-сравнительный и историко-рефлексивный анализ, системно-структурный анализ, метод систематизации и классификации на основе изучения научных источников, обобщение и синтез.
Авторы статьи выдвигают гипотезу о том, что идея о гражданском образовании и воспитании, заложенная в его современных концепциях, развивалась и трансформировалась во второй половине XX – первых десятилетий XXI века на различных исторических этапах под влиянием определенных общественно-политических факторов.
Научная новизна исследования заключается: в выделении и теоретическом обосновании исторических этапов развития знания о гражданском образовании и воспитании на основе разработанных авторами критериев; в авторском определении системы и процесса гражданского образования и воспитания учащейся молодежи. Теоретическая значимость состоит в расширении фонда знаний об особенностях развития идеи о гражданском образовании молодежи на различных исторических этапах с учетом общественно-политических факторов и научно-педагогических взглядов ученых на проблему гражданского образования. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть положены в основу проектирования современных концепций и моделей гражданского образования молодежи.
В процессе изучения эволюции идеи о гражданском образовании авторами выделены этапы: идейно-политического воспитания в русле коммунистической моноидеологии; демократизации и гуманизации образования; гражданско-патриотического воспитания на основе национальных традиций и ценностей.
Систематизируя результаты исследования, авторы рассматривают гражданское образование как процесс и систему обучения и воспитания, направленную на формирование у обучающейся молодёжи активной гражданской позиции и социальной вовлечённости на основе гражданско-правовых знаний и нравственных ценностей. В дальнейшем гражданское образование может быть исследовано как фактор формирования устойчивости молодежи к рискам и вызовам эпохи цифровизации.
Гражданское образование молодежи в условиях информационного многообразия: концепции, модели, тенденции развития: монография / М.Н. Певзнер, Е.В. Иванов, П.А. Петряков и др.; под общ. ред. М.Н. Певзнера, П.А. Петрякова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2021. –206 с. ISBN 978-5-89896-740-6
В монографии, подготовленной коллективом ученых России и Республики Беларусь, на основе различных научных подходов раскрываются особенности гражданского образования современной молодежи в контексте информационной безопасности личности, общества и государства.
Авторами монографии рассматриваются исторические этапы развития знания о становлении гражданского образования и воспитания в российской педагогической науке. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта представлены различные концепции и модели гражданского образования. Предложена оригинальная типология моделей гражданского образования учащейся молодежи с учетом фактора информационного многообразия. Подробно представлены результаты эмпирического исследования, позволившего определить сформированность гражданской позиции студентов и школьников в условиях информационного многообразия, а также выявить информационные источники, оказывающие наибольшее влияние на учащуюся молодежь в России и Республике Беларусь.
Монография будет полезна аспирантам, педагогам, руководителям образовательных организаций, а также студентам, изучающим психолого-педагогические и общественно-политические науки.
Гражданская культура личности: тезаурус понятия / Н.А. Ракова, О.В. Вожгурова, М.Н. Певзнер; ж. Веснiк ВГУ. 2021. С94-101
Определение результативности гражданского образования в современной социокультурной ситуации требует раскрытия сущности понятия гражданской культуры как составляющей общей культуры личности, являющейся основным результатом гражданского образования подрастающего поколения.
Цель статьи – представить тезаурус понятия «гражданская культура» личности как результата гражданского образования.
Материал и методы. Материалом послужили труды ученых по проблеме выявления сущностных характеристик понятия «гражданская культура» и, соответственно, связанных с ним понятий. Использованы методы теоретического уровня: сравнительно-сопоставительный анализ и синтез, дедукция, индукция, метод обобщения, обработка и интерпретация авторефератов.
Результаты и их обсуждение. В ходе исследования уточнено понятие гражданской культуры личности, ее функции и структурные компоненты. Проанализировано понятие гражданственности в трудах советских, постсоветских ученых, установлена интерпретация данного явления в трудах белорусских ученых. Определена сущность понятия гражданской идентификации, предполагающая осознание принадлежности к обществу граждан того или иного государства.
Заключение. Исследование тезауруса понятия «гражданская культура» может послужить основой при выявлении критериев и показателей результативного гражданского образования подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации.
Ключевые слова: культура, гражданская культура, гражданственность, гражданская идентичность.
Гражданское образование в контексте теоретических разработок проблемы в 90-е годы XX – начале XXI в. / Певзнер М.Н., Петряков П.А., Вакушенко Т.Д., Турковский В.И.; ж. Веснiк ВГУ. 2021. С80-87
Приоритетность проблемы гражданского образования на современном этапе развития гражданского общества идемократии и, соответственно, разработка концептуальных подходов гражданского образования подрастающегопоколения актуализировали обращение к идеям гражданского образования и воспитания в педагогической науке.
Цель статьи – раскрыть опыт теоретической разработки проблемы гражданского образования и воспитания в педагогике (90-е годы XX – начало XXI в.)
Материал и методы. Материалом послужили труды теоретиков гражданского образования и воспитания, касающиеся 90-х годов XX – начала XXI в. Использованы методы научного исследования теоретического уровня: логический, сравнительно-сопоставительный, анализ и синтез; сравнение и обобщение, в том числе обработка и интерпретация авторефератов, представленных в disserCat (электронная библиотека диссертаций). Результаты и их обсуждение. В рассматриваемый период исторического времени ученые уточнили понятие «гражданское образование», определили его целевые, ценностные, содержательные основания, разработали модели и концепции, а также раскрыли условия организационно-педагогического, социально-педагогического и организационно-управленческого характера, обеспечивающие оптимизацию процесса гражданского образования в образовательных учреждениях различного типа.
Заключение. Положительный опыт разработки теории гражданского образования в исследуемый период может послужить фундаментом создания концептуальных основ, проектирования и реализации педагогических стратегий гражданского образования детей и учащейся молодежи, отвечающих современным вызовам времени и потребностям личности, общества и государства.
Ключевые слова: гражданин, гражданское образование, гражданское воспитание, гражданственность.
Влияние средств массовых коммуникаций на становление личности детей и учащейся молодежи / Бумаженко Н.И., Северин С.Н., Ушанова И.А.; ж. Веснiк ВГУ. 2021. С74-79
Средства массовой коммуникации оказывают существенное воздействие на жизненные интересы современного человека.
Цель статьи – изучение влияния средств массовых коммуникаций на жизненные предпочтения респондентов.
Материал и методы. Исследование проводилось среди подростков шести витебских школ и студентов трех учреждений высшего образования г. Витебска (около 550 респондентов). Методы – теоретические и эмпирические.
Результаты и их обсуждение. Авторами рассматриваются приоритетные предпочтения в выборе социальных сетей белорусскими школьниками и студентами, специфика влияния социальных сетей на формирование жизненных
предпочтений респондентов.
Заключение. Таким образом, современные школьники и учащаяся молодежь Беларуси являются активными пользователями интернет-пространства, и в частности, социальных сетей. Привлекательность социальных сетей состоит в организации многоуровневой коммуникации, досуга, предоставлении информации по вопросам жизнедеятельности общества. Активность пользователей социальных сетей, а также их реакция на происходящие, в том числе и политические, события служат детерминантами формирования информационной безопасности как личности, так и государства в целом.
Ключевые слова: средства массовых коммуникаций, социальные сети, информационная безопасность, контент.
Воспитание гражданской позиции студенческой молодежи в мире информационного многообразия. / Певзнер М.Н., Шерайзина Р.М., Петряков П.А.; Человек и образование. – 2021. – № 2 (67). – С. 16-23
В статье представлены результаты исследования гражданской позиции студентов в условиях информационного многообразия и типология моделей гражданского образования учащейся молодежи с учетом фактора информационного многообразия. Авторы приводят данные онлайн-опроса, в котором приняли участие 1348 студентов из вузов России. Исследование позволило выявить степень социальной вовлеченности студентов в общественно-политические процессы и уровень их интереса к событиям, происходящим в политической и культурной жизни страны и региона. В ходе анкетирования были определены источники, которые в многообразной информационной среде оказывают наибольшее влияние на гражданскую позицию студентов вуза. Такими источниками оказались сеть Интернет, социальные сети и СМИ. В исследовании выявлена ролевая позиция студентов в гражданском обществе и общественно-политической жизни страны. Только менее трети опрошенных студентов занимают активную гражданскую позицию и являются деятельными субъектами общественно-политических процессов, происходящих в обществе.
Результаты эмпирического исследования составили основу для разработки оригинальной типологии моделей гражданского образования учащейся молодежи в условиях многообразной информационной среды. Для описания моделей использовались такие критерии, как: характер педагогического взаимодействия педагогов и обучающихся; способы и средства организации процесса гражданского образования; социально-педагогическое пространство, в котором осуществляется данный процесс; используемые источники информации. На основании перечисленных выше критериев в типологию включены когнитивная, институциональная и деятельностная модели гражданского образования.
Акция «Бессмертный полк» в Instagram как объект изучения гражданско-патриотического воспитания молодёжи. / Ушанова И.А., Шустров А.С.; Психолого-педагогический поиск. – № 1 (57). – 2021. – С. 97-109
В статье исследуется роль социальных сетей, в частности Instagram, в развитии гражданской и цифровой активности молодежи. В условиях пандемии коронавируса вовлеченность молодежи в гражданские онлайн-мероприятия приобретает особое значение. Instagram не предоставляет данных о возрасте пользователей, однако, ориентируясь на среднестатистического пользователя, можно рассматривать эту сеть как важный информационный ресурс для молодежи. Вовлечение в гражданские акции происходит в Instagram как через популярные сообщества, так и посредством воздействия постов влиятельных медиаперсон.
Основной целью исследования является выявление авторитетных информационных источников и медиаперсон в сети Instagram, влияющих на социальную активность молодежи в гражданском обществе. Эмпирическим материалом исследования являются сообщества, хештеги и тексты постов в Instagram, отражающие установки россиян в отношении ежегодной гражданской акции «Бессмертный полк».
Анализ цифровых следов в Instagram на примере потока «Бессмертный полк» позволяет выявить, каким образом пользователи воспринимают данную гражданскую инициативу, кто из блогеров является лидером общественного мнения в данном тематическом кластере. Результаты исследования могут быть использованы для разработки концептуальных основ гражданского образования студентов и школьников в условиях информационного многообразия.
Civil Position of University Students in a Diverse Information Environment. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS) – Conference: International Scientific and Practical Conference Education in a Changing World: Global Challenges and National Priorities (EdCW-2020). / Pevzner M., Petryakov P., Turkovskiy V.; European Publisher, 2021. – Volume 114 – Pages 455-462
В статье раскрываются результаты исследования гражданской позиции студентов в условиях информационного многообразия. Формирование гражданской позиции рассматривается как часть гражданского образования. В статье приводятся различные подходы к определению данного понятия, и раскрывается его связь с патриотическим воспитанием.
Авторы статьи приводят данные онлайн-опроса, в котором приняли участие 1348 студентов из вузов России и Республики Беларусь. Исследование позволило выявить степень социальной вовлеченности студентов в общественно-политические процессы и уровень их интереса к событиям, происходящим в политической и культурной жизни страны и региона. В ходе анкетирования были выявлены источники, которые в многообразной информационной среде оказывают наибольшее влияние на гражданскую позицию студентов вуза. Такими источниками оказались сеть Интернет, социальные сети и СМИ.
В исследовании выявлена ролевая позиция студентов в гражданском обществе и общественно-политической жизни страны. Большинство респондентов оказались в позиции «наблюдателя» и «исполнителя». Только менее трети опрошенных студентов занимают активную гражданскую позицию и являются деятельными субъектами общественно-политических процессов, происходящих в обществе. Более половины респондентов проявляют частичный интерес к политическим, экономическим и культурным событиям, происходящим в регионе, стране и за рубежом. Полученные результаты представляют собой эмпирическую базу для построения эффективных моделей гражданского образования в условиях многообразной информационной среды.
Civic internet activism of modern russian youth on Instagram. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS) – Conference: International Scientific and Practical Conference Education in a Changing World: Global Challenges and National Priorities (EdCW-2020). / Ushanova I., Shustrov A., Severin S., Severin E.; European Publisher, 2021. – Volume 114 – Pages 289-299
Статья посвящена изучению роли социальных сетей, в частности Instagram, в развитии гражданской активности и цифровой демократии. Об активном распространении гражданского интернет-активизма свидетельствует рост числа волонтерских движений, акций “одного требования”, экологических акций и акций протеста, которые также проводятся в социальных сетях. В контексте пандемии коронавируса участие молодежи в общественных мероприятиях в Интернете имеет особое значение. Вопросы о том, отражает ли цифровая гражданская активность молодежи в социальных сетях актуальные общественно-политические настроения, способна ли она прямо или косвенно влиять на социально-экономические, социальные и политические процессы в стране, представляют исследовательский интерес с педагогической точки зрения, поскольку влияют на целеполагание, содержание и формы гражданского образования и воспитания. Эмпирическим материалом исследования являются хэштеги и тексты постов в Instagram, отражающие отношение россиян к голосованию по вопросу утверждения поправок в Конституцию Российской Федерации. Анализ цифровых следов направлен на выявление источников информации, популярных у российской молодежи, а также степени влияния социальных сетей на социальную активность молодежи в гражданском обществе. Результаты исследования могут быть использованы для разработки концептуальных основ гражданского воспитания студентов и школьников в контексте информационного разнообразия.
Гражданское образование учащейся молодежи: диалоговый подход. / Певзнер М. Н., Петряков П. А., Ушанова И. А.; Психолого-педагогический поиск. – 2022. – № 1(61). – С. 17-28
Актуальность исследования объясняется потребностью современного общества в воспитании представителей молодого поколения с активной социальной позицией, высокоразвитой гражданской культурой, способных критически оценивать общественно-политические процессы в стране и за рубежом, осмысливать проблемы национального суверенитета, информационной безопасности государства, общества и личности. При этом авторы осуществляют поиск ответа на проблемный вопрос: как воспитать гражданина-патриота, обладающего социальной активностью, отстаивающего интересы своего государства, и при этом не сформировать конформиста, неспособного критически оценивать нарастающие информационные потоки, происходящие в обществе процессы и события? Актуальность исследования заключается в потребности педагогической науки в определении методологических оснований для поиска баланса между гражданско-патриотическим самосознанием и критичностью мышления, неприятием существующих недостатков в работе институтов гражданского общества.
Целью исследования является изучение возможностей диалогового подхода как методологического и методического инструмента исследования различных моделей гражданского образования учащейся молодежи. При проведении исследования использовались следующие методы: системно-структурный анализ, метод систематизации и классификации на основе изучения отечественных и зарубежных научных источников, синтез и обобщение. Авторы выдвигают гипотезу о том, что на основе диалогового подхода могут быть исследованы различные формы межличностного взаимодействия представителей разных поколений, которые оказывают позитивное влияние на формирование гражданской позиции учащейся молодежи.
Научная новизна исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании типологии различных форм диалогического взаимодействия в процессе гражданского образования молодежи. К таким формам авторы относят: учебный диалог, диалог сверстников, межпоколенный диалог и диалог обучающегося, образовательной организации и социума. Теоретическая значимость работы заключается в обосновании принципа диалогичности в гражданском образовании молодежи, который выступает в качестве смыслового и содержательного стержня всего образовательного процесса. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть положены в основу проектирования современных форм и методов гражданского образования молодежи.
Обобщая результаты исследования, авторы пришли к выводу об эффективности диалогового подхода к процессу гражданского образования учащейся молодежи. В дальнейшем предполагается собрать значительный массив эмпирических данных, подтверждающий данный вывод.