План реализации проекта
Первый год проекта (май 2020г. - апрель 2021г.)1. Проведение историко-педагогического и сравнительно-сопоставительного анализа концепций и моделей гражданского образования в различных странах мира (Россия, Республика Беларусь, США, Германия, Израиль) с целью выявления тенденций его развития в контексте мирового опыта (совместно с белорусскими учеными).
- Сравнительное исследование концепций и моделей гражданского образования в России и США. Исполнители: Шайдорова Н.А., Глухов Н.В.
- Сравнительное исследование концепций и моделей гражданского образования в России и Израиле. Исполнители: Шайдорова Н.А., Глухов Н.В.
- Сравнительное исследование концепций и моделей гражданского образования в России и Германии. Исполнители: Ушанова И.А., Ширина Т.Г., Шустров А.С.
2. Разработка концептуальной схемы развития знания о становлении гражданского образования и воспитания в российской педагогической науке во второй половине XX – первые десятилетия XXI века.
- Анализ развития теории и практики гражданского образования и воспитания в педагогической науке во второй половине XX века. Исполнители: Певзнер М.Н., Ширина Т.Г.
- Анализ развития теории и практики гражданского образования и воспитания в педагогической науке в первые десятилетия XXI века. Исполнители: Шайдорова Н.А., Петряков П.А.
3. Проведение эмпирического исследования с целью выявления наиболее популярных среди детей и учащейся молодежи России и Республики Беларусь источников информации о политических, экономических и культурных событиях, гражданских инициативах в стране и регионе методами онлайн анкетирования и анализа цифровых следов в виртуальных сетях (совместно с белорусскими учеными).
- Проведение онлайн анкетирования студентов 3-х российских вузов. Исполнители: Певзнер М.Н., Петряков П.А.
- Проведение онлайн анкетирования старшеклассников 10-х школ двух регионов России. Исполнители: Шайдорова Н.А., Ширина Т.Г.
- Анализ цифрового следа в социальной сети «ВКонтакте». Исполнители: Шайдорова Н.А., Глухов Н.В.
- Анализ цифрового следа в социальной сети «Инстаграм». Исполнители: Ушанова И.А., Шустров А.С.
4. Интервьюирование студентов российских вузов с целью выявления информационных источников, оказывающих наибольшее влияние на формирование гражданской позиции студенческой молодежи, её участие в общественно-значимой деятельности, работе институтов гражданского общества.
- Интервьюирование студентов 1 и 3 курсов по пяти направлениям подготовки. Исполнители: Певзнер М.Н., Петряков П.А.
5. Проведение экспертной оценки письменных работ старшеклассников и выпускных квалификационных работ бакалавров, магистрантов и аспирантов по проблемам гражданского общества, гражданско-патриотического воспитания, личной и общественной информационной безопасности, социальной активности (совместно с белорусскими учеными).
- Экспертная оценка научных и выпускных квалификационных работ бакалавров, магистрантов и аспирантов. Исполнители: Шайдорова Н.А., Ушанова И.А., Петряков П.А.
- Экспертная оценка письменных работ (эссе) старшеклассников. Исполнители: Ширина Т.Г., Глухов Н.В., Шустров А.С.
6. Проектирование моделей гражданского образования учащейся молодежи, направленных на формирование и развитие гражданской позиции студентов и школьников, их вовлеченность в социально значимую деятельность и работу институтов гражданского общества (когнитивную модель разрабатывают белорусские ученые).
- Проектирование институциональной модели. Исполнители: Певзнер М.Н., Петряков П.А.
- Проектирование деятельностной модели. Исполнители: Ширина Т.Г., Шустров А.С.
7. Подготовка к участию в международной научно-методической конференции «Гражданское образование детей и учащейся молодежи в контексте мирового опыта: история и современность».
- Подготовка докладов на пленарное заседание. Исполнители: Певзнер М.Н., Петряков П.А., Шайдорова Н.А., Ушанова И.А.
- Подготовка докладов на секционные заседания. Исполнители: Ширина Т.Г., Глухов Н.В., Шустров А.С.
8. Подготовка по материалам исследования совместных с белорусскими учеными публикаций (3-х статей) в научных изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science, Scopus и РИНЦ.
- Подготовка статьи, индексируемой в базах данных Web of Science или Scopus. Исполнители: Певзнер М.Н., Петряков П.А.
- Подготовка 2 статей, индексируемых в базах данных РИНЦ. Исполнители: Шайдорова Н.А., Ушанова И.А., Ширина Т.Г., Глухов Н.В., Шустров А.С.
План реализации проекта
Второй год проекта (май 2021г. - апрель 2022г.)1. Исследование общественно-политических и социально-педагогических факторов восприимчивости учащейся российской молодежи к воздействию интернет-среды в условиях расширяющегося информационного многообразия.
- Исследование общественно-политических факторов. Исполнители: Певзнер М.Н., Петряков П.А.
- Исследование социально-педагогических факторов. Исполнители: Ушанова И.А., Ширина Т.Г.
2. Разработка концепции гражданского образования детей и учащейся молодежи, направленной на формирование её гражданской позиции в условиях информационного многообразия и политического плюрализма в России.
- Разработка концептуальных основ гражданского образования студентов. Исполнители: Певзнер М.Н., Петряков П.А., Ушанова И.А.
- Разработка концептуальных основ гражданского образования школьников. Исполнители: Шайдорова Н.А., Ширина Т.Г.
3. Разработка стратегий гражданского образования детей и учащейся молодежи в контексте информационной безопасности России и Республики Беларусь (совместно с белорусскими учеными).
- Разработка коммуникативно-преобразующей и информационно-ориентационной стратегий. Исполнители: Шайдорова Н.А., Ушанова И.А.
- Разработка рефлексивно-диагностической и корпоративно-деятельностной стратегий. Исполнители: белорусские ученые.
4. Подготовка методических рекомендаций для российских школ и вузов по формированию медиакомпетентности обучающихся, направленной на их ориентацию в современном информационном пространстве, характеризующимся избыточностью информации и множественностью источников.
- Разработка методических рекомендаций для российских школ. Исполнители: Шайдорова Н.А., Ширина Т.Г.
- Разработка методических рекомендаций для российских вузов. Исполнители: Ушанова И.А., Петряков П.А.
5. Проведение итоговой научно-методической конференции «Молодежь в современном медиапространстве: возможности и риски информационного общества».
- Подготовка докладов на пленарное заседание. Исполнители: Певзнер М.Н., Петряков П.А., Шайдорова Н.А., Ушанова И.А.
- Подготовка докладов на секционные заседания. Исполнители: Ширина Т.Г., Глухов Н.В., Шустров А.С.
- Организация научных дискуссий и подготовка итоговых документов. Исполнители: Певзнер М.Н., Петряков П.А., Ширина Т.Г.
6. Подготовка совместной монографии «Гражданское образование молодежи в условиях информационного многообразия: концепции, модели, тенденции развития».
- Подготовка введения концептуальной главы монографии. Исполнители: Певзнер М.Н., Петряков П.А.
- Подготовка глав о проектировании моделей и стратегий гражданского образования. Исполнители: Шайдорова Н.А., Ушанова И.А.
- Подготовка глав о тенденциях развития гражданского образования. Исполнители: Певзнер М.Н., Петряков П.А.
- Подготовка глав о формах и методах гражданского образования в школе и вузе. Исполнители: Ширина Т.Г., Глухов Н.В., Шустров А.С.
7. Подготовка по материалам исследования совместных с белорусскими учеными публикаций (3-х статей) в научных изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science, Scopus и РИНЦ.
- Подготовка статьи, индексируемой в базах данных Web of Science или Scopus. Исполнители: Певзнер М.Н., Петряков П.А.
- Подготовка 2 статей, индексируемых в базах данных РИНЦ. Исполнители: Шайдорова Н.А., Ушанова И.А., Ширина Т.Г., Глухов Н.В., Шустров А.С.
Взаимодействие и координация членов коллектива и зарубежных партнеров во время реализации проекта
- Проведение координационного совещания руководителей и участников проектных команд России и Республики Беларусь в Витебском государственном университете им. П.М. Машерова с целью детального планирования проектных мероприятий, уточнение задач и функций участников проекта в проведении совместных фундаментальных исследований (июнь 2020 г.).
- Формирование совместных российско-белорусских рабочих групп по отдельным направлениям научных исследований в рамках проекта: историко-педагогические и компаративистские исследования; концептуально-методологические и стратегические разработки; эмпирические исследования в виртуальном информационном пространстве (июль-август 2020 г.).
- Создание сайта проекта и информационно-коммуникационной платформы для обмена промежуточными результатами научных исследований (сентябрь-октябрь 2020 г.).
- Проведение видеоконференции по итогам компаративистского исследования (ноябрь 2020 г.).
- Проведение онлайн-дискуссий рабочих групп проекта о ходе проведения научных исследований (один раз в месяц).
- Проведение видеоконференции с презентацией и обсуждение результатов исследования информационных предпочтений студентов и школьников (февраль 2021 г.)
- Проведение онлайн-дискуссий авторов совместных публикаций по темам исследований (март 2021 г.).
- Совместное участие в международной научно-методической конференции «Гражданское образование учащейся молодежи в контексте мирового опыта: история и современность» в Витебском государственном университете им. П.М.Машерова (апрель 2021 г.).
- Проведение координационного совещания руководителей и участников проектных команд России и Республики Беларусь в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого по итогам научно-исследовательской работы в первом году реализации проекта и уточнения проектных мероприятий во втором году (май 2021 г.).
- Совместное заседание рабочей группы «концептуально-методологические и стратегические разработки» в Витебском государственном университете им. П.М.Машерова для определения основных целевых и содержательных ориентиров концепции и стратегий гражданского образования учащейся молодежи (июнь 2021 г.).
- Проведение рабочей встречи авторского коллектива совместной монографии «Гражданское образование молодежи в условиях информационного многообразия: концепции, модели, тенденции развития» в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого для разработки содержания и определения авторов отдельных глав (октябрь 2021 г.).
- Размещение на сайте проекта методических рекомендаций для педагогов школ и преподавателей вузов по формированию медиакомпетентности обучающихся, с последующим обсуждением (декабрь 2021 г.).
- Проведение видеоконференции педагогов вузов и школ Витебска и Великого Новгорода на тему «Пути реализации концепции и стратегий гражданского образования учащейся молодежи в контексте информационной безопасности» (февраль 2022 г.).
- Проведение рабочего онлайн-совещания руководителей проектных команд с российской и белорусской стороны для обсуждения проекта итогового отчета (март 2022 г.).
- Совместное участие в итоговой научно-методической конференции «Молодежь в современном медиапространстве: возможности и риски информационного общества» в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого (май 2022 г.).